dimon-13 » Сб 02 янв 2016 12:37 pm

"Если на прототипе данной ракеты («Wasserfal», Германия, 1943 г.) использовалась азотная газобаллонная вытеснительная система (дополнительный компонент азот), то на Р-11 М.К. Янгелем была применена автономная (не связанная со стартом) горячая (
в данном случае – твёрдотопливная, таящая и сегодня ряд технических проблем, в силу чего она не находит подобающего применения). Но этот шаг позволял упростить старт путём исключения из его состава азотодобывающей станции с обслуживающим её персоналом, исключить дополнительные связи со стартом, облегчить ракету, убрав из её конструкции баллоны высокого давления с агрегатами автоматики. При разработке Р-11 были принесены в жертву многие уже хорошо известные (в перспективности которых не было сомнений) технические решения (турбонасосная система подачи топлива, достаточно точная система управления, заборные устройства и др.), но только не решения, снижающие автономность ракеты, в нашем случае это СН".
"При проектировании и отработке ракеты Р-11 была прочувствована проблематика горячего наддува топливных баков, что дало возможность последовательно развивать это направление в дальнейших разработках. В чём заключалась эта проблематика применительно к внутрибаковым процессам? Первое, далеко не чистые продукты сгорания ПАДов. В их составе, имевшем сугубо восстановительный характер (до 30% Н2 и до 25% СН4, что теоретически не желательно для бака с окислителем) имеется конденсированная фаза (С(s), Pb, MgO, TiO2), которая могла загрязнять верхний слой топлива и внутрибаковые устройства. Далее, в горячих пороховых газах содержится до 20% паров воды, часть которых при остывании внутри бака в результате теплообмена и совершения механической работы вытеснения топлива конденсируется, уменьшая количество газа наддува в баке. При этом увеличиваются прогревы верхнего слоя топлива и конструкции бака (для стальных баков Р-11 это не так важно) за счёт выделения скрытой теплоты парообразования. Сложнейшие вопросы нестационарных тепловых и массообменных процессов в баках ракет при их горячем наддуве, которые в достаточном объёме и на требуемом уровне не изучены и к сегодняшнему дню, необходимо было решать, причём в кратчайшие сроки. И это удалось сделать инженерным путём. Например, исключение взрывоопасной ситуации в баке окислителя при наддуве газом с избытком горючего достигалось охлаждением продуктов сгорания ПАДа жидким окислителем ниже температуры самовоспламенения паров окислителя и горючего. Возможное загрязнение конденсированными продуктами сгорания и повышенный прогрев верхнего слоя топлива не было критичным из-за заметных остатков незабора топлива (заборные устройства не предусматривались). Можно привести и другие смелые и адекватные технические решения, существенно упростившие схему ракеты. Сугубо положительный результат разработки ракеты Р-11 позволил Правительству выпустить постановление о проектировании очередной ракеты Р-12 на высококипящих компонентах топлива (горюче ТМ-185, окислитель АК-27, пусковое горючее ТГ-02) на дальность 1000 км".
"ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАДЁЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ". Ю.А. МИТИКОВ, В.А. АНТОНОВ, М.Л. ВОЛОШИН, А.И. ЛОГВИНЕНКО
[url=http://radikal.ru/f/s019.radikal.ru/i635/1601/e0/0013afc5c58c.jpg.html][img]http://s019.radikal.ru/i635/1601/e0/0013afc5c58ct.jpg[/img][/url]
"Если на прототипе данной ракеты («Wasserfal», Германия, 1943 г.) использовалась азотная газобаллонная вытеснительная система (дополнительный компонент азот), то на Р-11 М.К. Янгелем была применена автономная (не связанная со стартом) горячая ([color=#0040FF]в данном случае – твёрдотопливная[/color], таящая и сегодня ряд технических проблем, в силу чего она не находит подобающего применения). Но этот шаг позволял упростить старт путём исключения из его состава азотодобывающей станции с обслуживающим её персоналом, исключить дополнительные связи со стартом, облегчить ракету, убрав из её конструкции баллоны высокого давления с агрегатами автоматики. При разработке Р-11 были принесены в жертву многие уже хорошо известные (в перспективности которых не было сомнений) технические решения (турбонасосная система подачи топлива, достаточно точная система управления, заборные устройства и др.), но только не решения, снижающие автономность ракеты, в нашем случае это СН".
"При проектировании и отработке ракеты Р-11 была прочувствована проблематика горячего наддува топливных баков, что дало возможность последовательно развивать это направление в дальнейших разработках. В чём заключалась эта проблематика применительно к внутрибаковым процессам? Первое, далеко не чистые продукты сгорания ПАДов. В их составе, имевшем сугубо восстановительный характер (до 30% Н2 и до 25% СН4, что теоретически не желательно для бака с окислителем) имеется конденсированная фаза (С(s), Pb, MgO, TiO2), которая могла загрязнять верхний слой топлива и внутрибаковые устройства. Далее, в горячих пороховых газах содержится до 20% паров воды, часть которых при остывании внутри бака в результате теплообмена и совершения механической работы вытеснения топлива конденсируется, уменьшая количество газа наддува в баке. При этом увеличиваются прогревы верхнего слоя топлива и конструкции бака (для стальных баков Р-11 это не так важно) за счёт выделения скрытой теплоты парообразования. Сложнейшие вопросы нестационарных тепловых и массообменных процессов в баках ракет при их горячем наддуве, которые в достаточном объёме и на требуемом уровне не изучены и к сегодняшнему дню, необходимо было решать, причём в кратчайшие сроки. И это удалось сделать инженерным путём. Например, исключение взрывоопасной ситуации в баке окислителя при наддуве газом с избытком горючего достигалось охлаждением продуктов сгорания ПАДа жидким окислителем ниже температуры самовоспламенения паров окислителя и горючего. Возможное загрязнение конденсированными продуктами сгорания и повышенный прогрев верхнего слоя топлива не было критичным из-за заметных остатков незабора топлива (заборные устройства не предусматривались). Можно привести и другие смелые и адекватные технические решения, существенно упростившие схему ракеты. Сугубо положительный результат разработки ракеты Р-11 позволил Правительству выпустить постановление о проектировании очередной ракеты Р-12 на высококипящих компонентах топлива (горюче ТМ-185, окислитель АК-27, пусковое горючее ТГ-02) на дальность 1000 км".
"ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАДЁЖНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАКЕТНЫХ КОМПЛЕКСОВ". Ю.А. МИТИКОВ, В.А. АНТОНОВ, М.Л. ВОЛОШИН, А.И. ЛОГВИНЕНКО