3М1 / Д-200 Онега

3М1 / Д-200 Онега

Сообщение DIMMI » Сб 28 мар 2009 10:59 pm

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)

Комплекс "Онега", ракета 3М1 / Д-200

 

Корпусная управляемая баллистическая ракета / подвижная полевая управляемая реактивная система. Разработка начата по Постановлению СМ СССР №189-89 от 13 февраля 1958 г. в качестве "реактивного комплекса сухопутных войск с управляемыми ракетами на твердом топливе "Ладога" и "Онега".  Ракета разработана в 1958 г. в ОКБ завода №9 (г.Свердловск), главный конструктор Федор Федорович Петров. Испытания проводились на полигоне Капустин Яр в 1959-1961 г.г. - в т.ч. с использованием на ракете телеметрической системы контроля параметров полета "Трал-М". В декабре 1959 г. велись бросковые испытания ракет (16 пусков). На самоходных СПУ испытания велись на площадке №8 в Капустином Яру с весны 1960 г. (гусеничный и колесный варианты, транспортировка СПУ на 900 и 1500 км).

Работы по ракете прекращены по инициативе главного конструктора Ф.Ф.Петрова (источник) Постановлением Совмина СССР №138-48 от 5 февраля 1960 г., но в 1961 г. проводились испытательные пуски трех ракет с применением "однокоординатного" метода управления дальностью и с целью изучения возможности создания ракет с РДТТ с управлением дальностью без отсечки двигателя. Эти пуски оказались не очень удачными, но полученный опыт был использован в проектировании ракет по темам "Запад" и Д-90 (источник).



Проекции ракеты 3М1 "Онега" (Рябец А.Ф. Первые отечественные передвижные средства для хранения и стыковки СБЧ. // техника и вооружение. №11 / 2009 г.).

Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14516
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: 3М1 \

Сообщение ARGON » Чт 18 ноя 2010 3:08 pm

Проекция ТР "Онега"(разумеется,не детальная,но с " пропорциопараметрами")приведена в "ТиВ"№11/09,с.22.
Аватара пользователя
ARGON
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 126
Зарегистрирован: Вт 12 окт 2010 9:51 pm

Re: 3М1 \

Сообщение DIMMI » Чт 18 ноя 2010 3:13 pm

Намек понял, спасибо... Найдем!
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14516
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: 3М1 \

Сообщение ARGON » Чт 18 ноя 2010 3:25 pm

Увы,больше мне не известно ни одной схемы или снимка.Онега - третья сверху.
Вложения
Фото021.jpg
Аватара пользователя
ARGON
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 126
Зарегистрирован: Вт 12 окт 2010 9:51 pm

Re: 3М1 \

Сообщение DIMMI » Чт 18 ноя 2010 5:02 pm

Спасибо! Мне уже и сама статья интересна...
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14516
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: Комплекс 3М1 Онега

Сообщение dimon-13 » Вт 09 июл 2013 9:52 pm

С форума "Новости космонавтики"

http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum13/topic8704/

Из воспоминаний Коробова Виктора Ивановича, бывшего сотрудника ОКБ-9:
Петров Федор Федорович всегда выделял энтузиастов, фанатически преданных поручаемому делу. Под его "крылом" выросли такие талантливые инженеры и руководители как Н.Г. Кострулин , Р.Ф. Андрушкевич, В.А. Голубев, В.П. Кругликов, З.В. Ривман, В.П. Тесленко, Е.В. Затуловский и целый ряд других творческих работников. Федор Федорович смело выдвигал их на передовые роли и как правило практически не ошибался. Конечно, многое за прошедшие тридцать с лишним лет выветрилось из памяти, но того, что сохранилось вполне достаточно, что бы писать и писать о моем первом начальнике ОКБ главном конструкторе завода. В зиму 1959 - 1960 годов на полигоне в Капустине Яре были произведены бросковые испытания изделия Д-200. В числе участников там пришлось быть и мне. На старте случился небольшой производственный казус. По просьбе наших баллистиков и аэродинамиков были поставлены дополнительные боковые трассеры. Офицер, проводивший предстартовую подготовку, наверное, запамятовал об этом и подал напряжение. В это время два специалиста ОКБ ввинчивали трассеры. Внезапно они заработали, оба специалиста были травмированы, а стоявшие возле пусковой установки сотрудники ОКБ и военные бросились в разные стороны, скользя и спотыкаясь по наледи. Больше таких казусов не повторялось и возле изделия находилось минимальное количество людей. После старта машина нормально прошла активный участок и часть пассивного участка до вершины траектории. Потом начала раскачиваться и, потеряв устойчивость, продолжила беспорядочные полет до падения. Федор Федорович очень расстроился, собрал всех нас, начали высказывать различные предположения о случившемся. Вдруг один из наших сотрудников говорит, что у Л.В.Люльева , который производил работы параллельно с нами, дела еще хуже, так как его машина ползала по земле. Петров спросил : - "А чем же сейчас занимается Лев Вениаминович?". Получив ответ, что он играет с сотрудниками в преферанс, Федор Федорович успокоился, и мы стали составлять план по следующей работе. Следующие работы были не очень удачными, хотя накапливался определенный опыт и устранялись недостатки. Вместе с тем, не смотря на то, что стал появляться "свет в конце тоннеля" Федор Федорович поставил вопрос о закрытии темы Д-200. Правительство подписало закрытие темы, вместе с тем разрешило провести пуск трех управляемых изделий. По ряду, я сказал бы, мелких причин они были не очень удачны, но появилась надежда использовать накопленный опыт на другом изделии. В инициативном порядке ОКБ - 9 предложило технические требования по теме " Запад". Нам было предложено доложить наши соображения на НТС Министерства радиотехнической промышленности. В Москву выехала группа специалистов во главе с Федором Федоровичем Петровым. Докладчиком был назначен руководитель группы нашего отдела Е. Линде. Прошло 3 дня, звонок Федора Федоровича из Москвы, чтобы я во второй половине дня был в нашем Министерстве, пропуск заказан. Около 5 часов вечера я был в МОП-е. Федор Федорович сказал мне, что Е. Линде к докладу не готов и делать сообщение нужно мне завтра в 10 часов утра. К этому моменту 1-й отдел МОП-а закрылся и просмотреть какие-либо справочные материалы не было никакой возможности. Но приказ есть приказ и его надо выполнять. Я спросил Федора Федоровича в каком стиле готовить сообщение - положительное, нейтральное или с оттенением некоторых недостатков. Федор Федорович дал следующий совет: - " Сначала выясни состав присутствующих на НТС, а потом смотри на меня, я буду сидеть в первом ряду и соответственно реагировать на обстановку в зале". Я так и поступил. Но Федор Федорович во все время моего сообщения смотрел в пол, и я ни разу не встретился с его взглядом, хотя сообщение продолжалось 15 минут. После было задано довольно большое количество вопросов, присутствовавшие на заседании были удовлетворены. Но тут на трибуну вышел главный инженер нашего Управления Хворостин и сказал, что в сообщении был ряд неточностей. Не далее как два-три дня тому назад Федор Федорович жаловался ему, что и двигатель прогорает и ряд других узлов работает не достаточно устойчиво. Рассерженный Федор Федорович выскочил на трибуну и сказал, что он это говорил Хворостину для "красного словца" в доверительной беседе, что на самом деле все довольно хорошо, замечания Хворостина не надо принимать всерьез и приведенные в сообщении данные об изделии являются достоверными. Но общее впечатление о проделанной в ОКБ-9 работе было несколько смазано. По неизвестным причинам проект "Запад" в тематику ОКБ-9 включен не был. Примерно в 1960 году, когда под вопросом находилось достижение положительного решения по изделию Д-200, а согласие на разработку изделия Д-90 было дать Федору Федоровичу немного страшновато от Главного Управления гидрометслужбы СССР поступили технические требования на создание метеорологической ракеты для высот до 120 км. Поскольку коллектив ОКБ - 9 был свободен от работы по новой технике, то навалившись всеми наличными силами на разработку Д-75 (МР-12), имея за плечами определенный опыт в разработке и испытаниях более сложного изделия Д - 200 сотрудники успешно справились с поставленной задачей и сдали изделие МР-12 заказчику. В процессе работы возникали определенные трудности, которые преодолевались общими усилиями, и результат получился хороший. Наряду с разработкой Д-75, часть коллектива ОКБ-9 приступила к проработке возможности создания изделия Д-90. После утверждения темы Д-90 на одном из крупных совещаний Федор Федорович Петров, учитывая ее большую новизну и сложность, наверное оговорившись, назвал ее научно-фантастической. Как всегда, Федор Федорович с энтузиазмом принялся вместе с коллективом ОКБ-9 за решение этой сложной и важной задачи. Большое количество смежных организаций, сжатые сроки работы, высокие требования ко всем элементам комплекса Д-90 требовали от главного конструктора полного напряжения как творческих, так и физических сил. Поскольку наличие классической и новой тематики начали мешать в некоторых моментах друг другу, то Федор Федорович как опытный организатор и руководитель решил разделить ОКБ-9 на две организации ОКБ 9 -I и ОКБ-9-II. Сам Федор Федорович сохранил за собой ОКБ-9-I с классической тематикой. За три года работы по теме Д-90 были получены положительные результаты испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке. Наличие схожей тематики на двух соседних предприятиях подвигло высшее руководство Министерств, Заказчика и партийных органов на слияние ОКБ-8 и ОКБ-9-II в единую организацию ОКБ-8. Это событие происходило в июле 1964 года Я в это время возвратился из очередного отпуска. Когда я вошел в комнату жена мне сказала, что звонил какой-то Петров и спрашивал, когда я приеду, и обещал еще раз позвонить. Я подумал, что это звонил один из наших сотрудников Афанасий Петров. Вскоре раздался телефонный звонок, я взял трубку и услышал знакомый голос Федора Федоровича. Он спросил, что знаю ли я о последних событиях в ОКБ-9 и просил меня остаться в ОКБ-9 для дальнейшей работы начальником отдела. Я обещал подумать, на другой день примчался на работу - там уже во всю шла работа по передаче темы и ее исполнителей в ОКБ - 8. Мне предложили работу заместителя начальника отдела. Поскольку я уже вел переговоры по переезду на постоянное местожительства и работы в г.Обнинск, то что бы не вводить в заблуждение Федора Федоровича о своих намерениях, я позвонил ему об этом. С обидой в голосе он сказал, что, если у меня в Обнинске не заладится, то он всегда будет рад взять меня на работу. В ноябре 1964 года по семейным обстоятельствам я с семьей переехал в г. Обнинск. Больше с Федором Федоровичем Петровым я не встречался. Работа в ОКБ -9 под руководством Федора Федоровича Петрова меня научила очень многому как в плане производства, так и общих организационных вопросах. Я всегда с благодарностью и с элементами ностальгии вспоминаю свою работу в ОКБ -9 и тот дружный творческий коллектив, который на высоком уровне решал сложные и важные государственные задачи. Все, кому посчастливилось работать под руководством Федора Федоровича или быть с ним знакомым, навсегда сохранят в душе светлую память о талантливом человеке, одном из крупнейших конструкторов своего времени в области вооружения, добропорядочном и отзывчивом руководителе, одновременно строгом и справедливом, который сам был всегда нацелен на положительный конечный результат и умел увлечь весь свой коллектив на решение сложнейших задач с полной самоотдачей, о настоящем русском человеке - Человеке с большой буквы. Конечно, здесь сказано очень и очень мало о тех работах , которые проводились в ОКБ-9, о людях ОКБ-9, о их взаимодействии, взаимовыручке и взаимопомощи, Но об этом как-нибудь в следующий раз. После приезда в Обнинск я поступил на работу в лабораторию гидрометприборов филиала института прикладной геофизики.

Д-200 это управляемая оперативно-тактическая ракета 3М1 "Онега", а Д-90 это противолодочная ракета Вьюга запускаемая из торпедного аппарата подводной лодки.
dimon-13
Завсегдатай Military
Завсегдатай Military
 
Сообщения: 3632
Зарегистрирован: Чт 02 дек 2010 6:57 am

Re: 3М1 / Д-200 Онега

Сообщение DIMMI » Чт 11 июл 2013 10:52 am

Спасибо! Отработал!
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14516
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь

Re: 3М1 / Д-200 Онега

Сообщение DIMMI » Сб 10 янв 2015 8:05 pm

Из статьи на сайте:
Испытания проводились на полигоне Капустин Яр в 1959-1961 г.г. - в т.ч. с использованием на ракете телеметрической системы контроля параметров полета "Трал-М". В декабре 1959 г. велись бросковые испытания ракет (16 пусков). На самоходных СПУ испытания велись на площадке №8 в Капустином Яру с весны 1960 г. (гусеничный и колесный варианты, транспортировка СПУ на 900 и 1500 км).
Аватара пользователя
DIMMI
Military Admin
Military Admin
 
Сообщения: 14516
Зарегистрирован: Ср 16 дек 2009 12:30 am
Откуда: Томск, Сибирь


Вернуться в 3М1 Онега

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

123456



Яндекс цитирования Rambler's Top100 АвиаТОП

12345